Солнце взойдёт!
Дорогие собеседники!
А бывает, что вам нравится некий продукт культуры, но при том вы отдаёте себе отчёт, что этот продукт примитивен? Видите его недостатки, а всё равно - нравится! Бывает?
С уважением, Антон
А бывает, что вам нравится некий продукт культуры, но при том вы отдаёте себе отчёт, что этот продукт примитивен? Видите его недостатки, а всё равно - нравится! Бывает?
С уважением, Антон
Я уравниваю, да... а какое слабое место этого уравнивания? Беллетристика не может быть приравнена к масскульту, бесспорно!
но массовая литература - и есть беллетристика!
Вот хоть Анжелику возьми.
Не читал я её, не знаю. А из Дюма читал только "Граф Монтекристо".
Диана Шипилова
А "развлекаловка" высокого уровня, получается, не имеет права называться литературой? Мне кажется, это какое-то странное деление...
Во-первых, я не настаиваю. Я лишь предположил. А во-вторых, если судить по тому, что изучают на филфаках, то да. "Развлекаловку" высокого уровня называют беллетристикой и полагают лёгким чтивом. Невеликим.
rlreader
Это не показатель уровня. Это, возможно, показатель того, что лишенная ярко выраженных примет времени массовая литература способна читаться очень долго.
И я так думаю.
Существуют объективные показатели,
Я размышлял на эту тему и пришёл к выводу, что все эти объективные критерии сводятся к субъективному мнению признанного авторитета.
Старик Хоттабыч - качественный примитив в моих терминах
Это детская книжка. А с ними всё на порядок сложнее. Мне-то он не кажется примитивным. Во всяком случае, не казался, когда я читал его в детстве. А "101 далматин" в детсокм же возрасте мне был страшно скучным, потому что там сразу все точки над "i" были расставлены.
tiger_black
Желязны: литература или "развлекаловка"?
Да. Высокого уровня. На филфаке не изучается.
Проблем не бывает, например, и тогда, когда их читатель элементарно не видит)))
А можно пример? Когда проблема есть, а читатель её не видит? Хоть какое-нибудь имя назови для опоры. А то трудно беседовать.
Нет, массовая литература не есть беллетристика. Беллетристика - литература, которая не доросла до классики отсутствием масштаба, который позволит быть этой книге такой же важной, нужной и талантливой и через сто лет. Я, правда, не настаиваю - плаваю в терминах. Но как вижу я: есть масскульт (например, Донцова), беллетристика (например, Всеволод Иванов) - литература (например, Джойс). прошу к примерам отнестись без фанатизма - я надеюсь. понятно, какую мысль они иллюстрируют
kaiman
Я размышлял на эту тему и пришёл к выводу, что все эти объективные критерии сводятся к субъективному мнению признанного авторитета.
Я не оставляю надежду вспомнить, кто вполне убедительно и авторитетно на эту тему писал:-)
Это детская книжка. А с ними всё на порядок сложнее.
Пожалуй, да. Но я тоже с детства не перечитывала. Но детскую литературу, согласна, некорректно приводить в пример, потому что она существует по своим законам.
Нет, массовая литература не есть беллетристика.
Мне коллега-филолог говорила, что это одно и то же. Что Донцова - это выродившаяся беллетристика.
Я не оставляю надежду вспомнить...
Может, Лотман?
Да. Высокого уровня. На филфаке не изучается. --------------если я начну перечислять все, что не изучается на филфаке.... Но часов даже на классику не хватает. Кстати, Желязны на филфаке не изучается очень и очень зря. И не только Желязны. У нас пытались читать электив по фантастике. Увы - оказалось, что некому. именно потому, что ее считают масскультом и примитивом((((
А можно пример? Когда проблема есть, а читатель её не видит? Хоть какое-нибудь имя назови для опоры. А то трудно беседовать. ------------------Хайнлайн. Что ты читал? Чтобы мне не промахнуться?
Что, если литература - это состав из следующих ингредиентов: реализация, идея, "вечные проблемы, ответ на вызов времени? Литература для духа и чувств.
"Развлекаловка": всё то же самое, но нет "вечных проблем". "Развлекаловка" бывает нескольких уровней: высокий, средний, низкий.
На первый взгляд возражений не вызывает. Разве что к "литературе" стилистический компонент добавить и расшифровать "реализацию" - о чем это? Но это только на первый взгляд: в Гарри Поттере тоже есть вечные проблемы
Нет, массовая литература не есть беллетристика. -------------------и они никак не пересекаются?
Беллетристика - литература, которая не доросла до классики отсутствием масштаба, который позволит быть этой книге такой же важной, нужной и талантливой и через сто лет. ---------------Кто определяет масштаб? Десять лет назад Тютчев изучался обзорно, его поэзии не было в экзаменационных билетах; сейчас - есть. Что случилось? Тютчев - не изменился) Изменилась точка зрения. И сейчас мы спорим не о литературе, а о точках зрения. Вот Антону "Хоттабыч" нравится - для него он не примитивный. А ГП, по-видимому, не очень...))))
А упоминавшиеся мной книги Жюля Верна и Дюма как и через сто (и больше) лет - нужны и талантливы.
А ты филфак закончила? Извини за тупой вопрос.
Хайнлайн
Хайнлайн! Ты ещё Брэдбери в пример приведи! Это ж монстры! Я не могу сказать, что у Хайнлайна могут быть произведения, где читатель не видит идею. Приводи из него любой пример.
Мой пример: Сапковский.
У нас пытались читать электив по фантастике
Слушай, а ты не из Москвы? Есть у меня знакомая с филфака, им тоже пытались читать электив по фантастике, и тоже было некому. От твоих слов прошлым повеяло...
rlreader
...и расшифровать...
Завтра расшифруем.
Дамы, с вами очень интересно говорить!
Спокойной ночи. Не могу больше.
Хайнлайн! Ты ещё Брэдбери в пример приведи! Это ж монстры! --------------Чем хуже Желязны?
Я не могу сказать, что у Хайнлайна могут быть произведения, где читатель не видит идею. -------------------А я могу. Потому что как-то скачивала электронный вариант его текста и видела отзывы прочитавших. лучше бы не смотрела(((((
А что - Сапковский? У него тоже идеи не видят? Не удивлюсь.
Слушай, а ты не из Москвы? -------------неа, не из Москвы))) Этот электив мне предлагали, но я же еще не сошла с ума...))
Мне коллега-филолог говорила, что это одно и то же. Что Донцова - это выродившаяся беллетристика.
Тогда словарное определение "беллетристики" и "масскульта" в студию!
Может, Лотман?
Посмотрела имеющегося на руках Лотмана и то, что в интернете нашлось - пока безрезультатно. Но я сейчас кой-чего процитирую:-) мне кажется, это у Барта было, но тоже не могу найти.
tiger_black
и они никак не пересекаются?
Этот вопрос для меня невероятно сложный - я же говорю, в терминах плаваю, да и просто надо сесть задуматься на конкретных примерах... Вот Мельмот-скиталец - масскульт или беллетристика?:-)))
Десять лет назад Тютчев изучался обзорно, его поэзии не было в экзаменационных билетах; сейчас - есть.
Я поэтому и подумала, когда выше прочла реплику[L] kaiman [/L]о том, что Желязны не изучают на филфаке, что это - очень уязвимый аргумент; мне он кажется верным, но уязвим он страшно:-)))
Я стараюсь отойти от точки зрения (вот даже своего любимого гайдара в разряд примитива отнесла
О, вспомнила, настоящая литература обязательно в чем-то новаторская
И вот что нашла в Структуре художественного текста Лотмана (цитата длинная, прячу под кат)
читать дальше
Слушай... уже завтра.
Но я тебе вот что скажу: литературоведы о примитиве пишут?))))) Серьезно, я хочу сказать, а не доказывая, что это примитив? И кстати - Дюма изучается-таки на филфаке))))) Дюма, Вальтер Скотт - как стоящие у истоков исторического романа) Я помню, у нас в билетах было. И Марк Твен был - мы еще ржали насчет воспитательного значения "Тома Соейра"))
Ну да, а что странного, что пишут? примитив - это часто жанровая литература, богатая тема для исследования... Но это разве показатель? Вот мы проходили пьесы Озерова. А это - аццкий трэш. Но - законная часть русской драматургии, никуда не денешься
Тогда где показатели?
Знаешь, в свое время, когда я выбирала между литературой и языком, я выбрала язык прежде всего потому, что литература - это сплошь субъективность)))
Так что на самом деле все, о чем мы сейчас говорим - бессмысленно) Включая идеи и проблемы: один увидит, другой - нет. И настоящая литература у каждого своя.
Нет, не бессмысленный наш разговор, иначе надо ставить крест на теории литературы:-) в приведенной цитате Лотмана какой-какие объективные критерии есть. И то это только то, что первое под руку попалось. А так точно ответ на вопрос был, точно:-)
Надо. Потому что иначе мы бы не занимались сейчас поисками критериев - они были бы в учебнике. Вузовском, если уж не в школьном.
Теория литературы сравнительно недавно стала об этом говорить (начало 20-х?
В учебниках есть многое из того, о чем начали говорить гораздо позже. Проблему с этими критериями ничем иным, кроме субъективности, я объяснить не могу. Я вообще с дрожью вспоминаю учебники по литературе. И еще большей дрожью думаю о том, что кто-то действительно может попытаться запихать литературу в какие-то рамки. Я не знаю, что хуже на самом деле: отсутствие рамок или их наличие. Просто за последнее десятилетие "вспомнили" о Фете и Тютчеве, поэтах серебряного века, о Булгакове, в программу попал Толкин (это что - подтверждает, что он - настоящий? А без этого подтверждения?)
Проблема не в том, кто и куда попадет. Проблема в том, что это вопрос не критериев, а вкусов. Именно поэтому я - не сторонница тенденции записывать в масслит и примитив большую часть литературы (и при этом то, что мне не нравится). В беллетристику, т.е. не классику - угу. А в примитив - неа))))
И как Вы к этому относитесь? Я иной раз впадаю в мрачные мысли: "Выходит, какая-то часть меня стремится к примитиву".
Дискуссия ушла на 3-ю страницу... но я все-таки отвечу.
Спокойно отношусь. Анализирую, почему мне нравится то или иное.
Литература может выполнять в жизни разные функции. Я отдаю себе отчет, что после трудового дня я не могу дополнительно рвать душу, читая Кутзее или Достоевского, мне нужно что-то такое, за чем я могу отдохнуть. Когда я еду в поезде, мне нужен текст, который будет приковывать мое внимание без дополнительных усилий с моей стороны. В конце концов, когда я хочу возбудиться, я читаю порно-рассказы.
Помните, в фильме "Весна" героиня Раневской говорит: "Почитаю Достоевского в очереди" - и это смешно, потому что литература не соответствует месту и ситуации.
Кроме того, многое зависит от мировоззрения. Я знаю, что мое видение мира соответствует романтизму, потому любое произведение романтического направления - каким бы оно ни было по качеству - заведомо вызовет у меня больший отклик, чем футуристическое или реалистическое.
Ну и что, что дискуссия ушла на третью страницу?
Анализирую, почему мне нравится то или иное.
И я анализирую. Сегодня слышал, как одна коллега студентам объясняла, что читать неклассическую развлекательную литературу (Акунина, Толкина) и смотреть неклассическое кино - это напрасная трата времени. Когда она кафедру пришла, стали чай пить, я с ней завёл разговор на ту же тему, с какой мы вчера начали на дневнике. признался в любви к некоторым боевикам и Акунину, а также к Ролинг. Дама мне и говорит: "Ну и что? Это не показатель твоего развития. Я вот могу любовные романы могу читать". Фигасе! Студентам она одно талдычит, а сама поступает, как Сенека. Мол, ты делай, как я говорю, а не как делаю...
Очевидно, даже самые высоколобые люди могут увлекаться тем, что сами же и осуждают.
Студентам нужно говорить правильные вещи
Коллега неправа в том смысле, что не считает Толкиена классиком.
Студентам нужно говорить правильные вещи
А я "неправильные" говорю. Они офигевают, когда я мультфильмом "Футурама" восхищаюсь. Или когда предлагаю перевести на русский слова из ГП типа dementor, accio, ridiculus, severus, albus, да ещё и сообщаю, откуда эти слова взял.
Коллега неправа в том смысле, что не считает Толкиена классиком
Она говорит, он как Донцова.
Пусть говорит. Только я бы хотела знать, что студенты об этих словах думают) Если думать еще способны, а не только делать то, что им говорят.
Я логические задачки на материале ГП придумываю. Но вот разбирать ГП как образцовый источник языка или композиции не стала бы ))
Я логические задачки на материале ГП придумываю.
А можно пример?
вам нравится некий продукт культуры, но при том вы отдаёте себе отчёт, что этот продукт примитивен? Видите его недостатки, а всё равно - нравится! Бывает?
Ещё как бывает! Дилогию "Розыск" регулярно перечитываю, но для меня это скорее альтернативная история... Все ляпы можно списать на это. (особенно "Джоконду", свёрнутую в трубочку)))
Это не так интересно, как кажется:
Если на уроке Лонгботтом расплавит котел, то его ждет отработка.
Но Лонгботтом сегодня на уроке не расплавил ни одного котла.
Значит, его не ждет отработка.
Если на уроке Лонгботтом расплавит котел, то его ждет отработка.
Но Лонгботтом сегодня на уроке не расплавил ни одного котла.
Значит, его не ждет отработка.
Э-э... разве этот вывод верный?