Солнце взойдёт!
Я работаю на нескольких факультетах, в том числе на инязе. Студенты периодически учат стихи на соответствующих языках, затем их «сдают» вслух и «с выражением». Не раз был свидетелем таких «сдач». Вот прочёл чел стих без единой ошибочки, а препод:
— Вы без выражения прочитали! Ещё раз!
Для верности препод сам показывает, как надо. Причём он(а) следует вот такой традиции, и непременно с некоторым завыванием:
Та-та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Если ещё ухудшить манеру Бродского (который почти на одной интонации и читает), как раз оно и будет. У студентов не получается, они злятся. Раз по пять прочитывают, а препод всё недоволен, или не зачитывает ответ, или «тройки» ставит.
Я тогда вспоминаю себя в школьные годы. Как же настомахивало это «с выражением!» Читать надо было по приведённому выше принципу. Ладно бы, я стих не знал или путал строчки! Так нет: выучил наизусть, чётко и громко продекламировал, и бах! «Три!» Я возненавидел поэзию надолго.

Вопрос: а откуда вообще у нас традиция декламировать непременно с завываниями, без учёта смысла самого стихотворения?

@темы: интересно

Комментарии
01.11.2019 в 10:50

Гриффиндорский идеалист
Вопрос: а откуда вообще у нас традиция декламировать непременно с завываниями, без учёта смысла самого стихотворения?
встречный вопрос: а где вообще такая "традиция"? Что в школе, что после - никогда такого не было. Было интонирование, была аранжировка, логические ударения, паузы, голосовые приемы... было нарочитое чтение "без выражения"... "завываний" не было.
01.11.2019 в 13:35

Солнце взойдёт!
tiger_black, у нас в РФ. Может, от округа проживания зависит?
01.11.2019 в 13:45

Гриффиндорский идеалист
kaiman,
а может, от конкретной школы или вуза? или даже от конкретного преподавателя?
01.11.2019 в 13:53

Солнце взойдёт!
tiger_black, возможно. Конкретный препод через универ передал традицию, и она пошла уже в школы.
01.11.2019 в 14:23

Гриффиндорский идеалист
kaiman,
вот не пойму... возможно, я не в состоянии выразить мысль словами. ну не вижу я никакой традиции! вот специально сейчас спрашивала - и друзей, уже закончивших, и у кого дети учатся - ну никого не учат специально "завывать". если у кого-то такая манера чтения - другое дело.
возможно, с пафосностью связано. отчасти. возможно, так пафос понимается...
01.11.2019 в 16:48

Солнце взойдёт!
tiger_black, не обчзательно «завывать», а именно что читать по той схеме, которую я привёл.
Выходит, это местночтимая традиция у нас.
01.11.2019 в 18:06

Какой замечательный диагноз, под него можно танцевать! (с) Хаус
У нас в школе такого не было, но по телевизору несколько раз попадала на передачи-чтения. Тоже очень странное впечатление произвело. Слушать стихи - нет, это не ко мне. Вот читать - да.
01.11.2019 в 19:32

Гриффиндорский идеалист
Выходит, это местночтимая традиция у нас.
не могу судить об этом.
не обчзательно «завывать», а именно что читать по той схеме, которую я привёл.
ну завывание-то упоминалось, и даже "непременное", а вот схему я не поняла. размеры ведь разные.
01.11.2019 в 20:15

Я в Латвии училась, училка в школе по русской литре не требовала выражения. Но она стишата считала как бы... ну как норматив на физ-ре. За выученное по плану никогда не ставила выше 8 баллов (по 10-балльной системе), 8 получали все, кто без запинки прочитал, вне зависимости от выражения. Больше за стихи могли получить только те, кто перевыполнял план (ну, там, не сорок строчек выучил, а восемьдесят).
Сама если стихи читала, тоже никогда не завывала, читала спокойно. Не совсем без выражения, но не играя. Естественная такая манера.
02.11.2019 в 00:21

Солнце взойдёт!
tiger_black, про схему: большую часть стихов, невзирая на размер прочтите почти так, как Бродский свои читал, и несколько утрируйте эту манеру. Вот такая схема и выйдет.

Анй, Вам поаезло.
02.11.2019 в 01:06

Гриффиндорский идеалист
прочтите почти так, как Бродский свои читал, и несколько утрируйте эту манеру. Вот такая схема и выйдет.
так это и будет манера, а не схема.
я смотрю, там у вас не только с выразительностью проблемы)
02.11.2019 в 03:18

Много знать не вредно. Но зачем из кожи лезть? Прочти Шекспира, там всё есть (с)
Ну на английском интонация сильно не совпадает с русской. Поэтому чтение стихов так, как прочитал бы по русски - получается фейспалм, кошмар и ужас. Да, ученикам приходится учить интонацию. Для этого полезно дать послушать эти стихи в исполнении хороших актёров. И да, стихи учат не для лексики, а именно что интонации.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail