Солнце взойдёт!
Я работаю на нескольких факультетах, в том числе на инязе. Студенты периодически учат стихи на соответствующих языках, затем их «сдают» вслух и «с выражением». Не раз был свидетелем таких «сдач». Вот прочёл чел стих без единой ошибочки, а препод:
— Вы без выражения прочитали! Ещё раз!
Для верности препод сам показывает, как надо. Причём он(а) следует вот такой традиции, и непременно с некоторым завыванием:
Та-та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Если ещё ухудшить манеру Бродского (который почти на одной интонации и читает), как раз оно и будет. У студентов не получается, они злятся. Раз по пять прочитывают, а препод всё недоволен, или не зачитывает ответ, или «тройки» ставит.
Я тогда вспоминаю себя в школьные годы. Как же настомахивало это «с выражением!» Читать надо было по приведённому выше принципу. Ладно бы, я стих не знал или путал строчки! Так нет: выучил наизусть, чётко и громко продекламировал, и бах! «Три!» Я возненавидел поэзию надолго.
Вопрос: а откуда вообще у нас традиция декламировать непременно с завываниями, без учёта смысла самого стихотворения?
— Вы без выражения прочитали! Ещё раз!
Для верности препод сам показывает, как надо. Причём он(а) следует вот такой традиции, и непременно с некоторым завыванием:
Та-та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Та-та-та-та-та-а-а-та
Та-та-та-та
Если ещё ухудшить манеру Бродского (который почти на одной интонации и читает), как раз оно и будет. У студентов не получается, они злятся. Раз по пять прочитывают, а препод всё недоволен, или не зачитывает ответ, или «тройки» ставит.
Я тогда вспоминаю себя в школьные годы. Как же настомахивало это «с выражением!» Читать надо было по приведённому выше принципу. Ладно бы, я стих не знал или путал строчки! Так нет: выучил наизусть, чётко и громко продекламировал, и бах! «Три!» Я возненавидел поэзию надолго.
Вопрос: а откуда вообще у нас традиция декламировать непременно с завываниями, без учёта смысла самого стихотворения?
встречный вопрос: а где вообще такая "традиция"? Что в школе, что после - никогда такого не было. Было интонирование, была аранжировка, логические ударения, паузы, голосовые приемы... было нарочитое чтение "без выражения"... "завываний" не было.
а может, от конкретной школы или вуза? или даже от конкретного преподавателя?
вот не пойму... возможно, я не в состоянии выразить мысль словами. ну не вижу я никакой традиции! вот специально сейчас спрашивала - и друзей, уже закончивших, и у кого дети учатся - ну никого не учат специально "завывать". если у кого-то такая манера чтения - другое дело.
возможно, с пафосностью связано. отчасти. возможно, так пафос понимается...
Выходит, это местночтимая традиция у нас.
не могу судить об этом.
не обчзательно «завывать», а именно что читать по той схеме, которую я привёл.
ну завывание-то упоминалось, и даже "непременное", а вот схему я не поняла. размеры ведь разные.
Сама если стихи читала, тоже никогда не завывала, читала спокойно. Не совсем без выражения, но не играя. Естественная такая манера.
Анй, Вам поаезло.
так это и будет манера, а не схема.
я смотрю, там у вас не только с выразительностью проблемы)