Солнце взойдёт!
Сам я из поколения тех, кто не понимает, как можно часы и сутки напролёт играть в компьютерные игры. Друзья в своё время показывали, но мне всегда было скучно, да и жаль было тратить время на фигню (для меня это фигня, не для других).
Собственно, я к чему?
Я довольно часто наблюдаю, что дети (только мальчики?) от 5-ти лет подсели на компьютерные игры.
Утром дитя проснулось, и не евши, не пивши вперилось в планшет на целый день. Игра — это всё, без неё и жизнь не в жизнь. Читать скучно, это нудная обязанность! Даже когда задан «Волшебник Изумрудного города», дитя считает страницы заданной «тягомотины», и нисколько не захвачено книгой. Никакой книгой!
Общий совет психологов всех мастей: «А вы его (её) заинтересуйте!» Попытки заинтересовать:
1) общение со сверстниками — минус;
2) подвижные игры — минус;
3) рукоделие — минус;
4) танцы — минус, студия брошена;
5) купаться, в лес ходить — минус.
Стандартный ответ родителей: «они все сейчас такие».

Вопрос: я один так волнуюсь из-за этого? Может быть, это просто наступает неведомое будущее, а мои взгляды безнадёжно устарели? Что скажете? Как с этим у ваши детей?

Комментарии
18.09.2017 в 22:13

сказочница
Есть подозрение, что это в том числе и "выбор родителей". Это безумно просто - дать ребенку компьютер на весь день, он сидит, ничего не просит, няня, которая ест только электричество.

Сама грешу, с началом учебного года я урезала компьютер до архиминимума и поняла, что этих получаса - часа в том числе не хватает и мне: время, когда в доме тихо, можно без проблем приготовить ужин, просто полежать ничего не делая.
Но это не повод.
В нашей семье компьютер - бонус и средство манипулирования ребенком: пока не сделаны обязательные пункты - никаких компьютеров. Старший получил в свое пользование старенький ноут в качестве бонуса за окончание 1 класса на отлично, и там стоит Скрэтч и Майнкрафт - и все. До этого, что такое именно компьютерные игры, знал по наслышке. В течении первого класса у него был доступ на полчаса только к Скрэтчу и Дуолинго, и так как это "запретный плод" - оба шли на ура. В телефон да, в телефоне они у меня играли (в игры, которые прошли мой контроль, а не то, что хотят скачать), если надо где-то ждать у врача, или когда надо делать игналации - т.е. однозначно зафиксировать ребенка на одном месте, но не с утра до вечера! На компютере поставии строгое ограничение настройками родительского контроля: во время каникул ребенок может играть 1 час утром и 1 час вечером. Во время учебного года - только по выходным, может быть и по пятницам, при условии, что сделаны все уроки, и не более в сумме 2 часов за сутки. Если совсем ничего не задано, можно поиграть в одну легкую игру 20-30 минут на телефоне, но никакого Майнкрафта и подобного. Да, иногда он дорывается до няниного компьютера у нее дома, но летом я смотрела на это спустя рукава, а в учебное время такие варианты будут настолько редки, что если дорвется - пусть уж.
Наказание - отлучение от компьютера, и они совершенно спокойно это переносят, т.е. дай - они б играли полдня, но нельзя - значит нельзя, истерик с битьем посуды не устраивают - знают, что черевато увеличением отлучения на бОльший срок.

Поэтому как выстроишь отношение свое к этой проблеме вцелом, так оно и будет. Совсем запретить - не думаю, что это правильно с точки зрения, что все играют, а ты не играешь, значит ты "не такой, не наш" - это помогает вписаться в общий поток и трэнд. Но контролировать и самому решать, давать ребенку 5 лет или не давать, что давать и насколько давать - это уже выбор родителя. Сам 5-летка ничего не возьмет и ничего не включит, если родитель против. Ну а если он такой гений, что может хакнуть родительский контроль, значит тогда это судьба, тогда будет новый Билл Гейтс и ко.
18.09.2017 в 22:52

А здесь у нас в центре циклона снежные львы и полный штиль (с) БГ
Я предложу непопулярный способ: убрать планшет нафиг, вообще из дома. В отличие от компа, он требует минимум навыков и умений, все ищется и запускается на раз даже очень маленьким ребенком, залипнуть куда проще. Ну и да - это выбор родителей, потому что мир 5-летки контролируют именно они и говорить, что сделать его таким, как нужно родителю, - невозможно значит лукавить. Да, дальше с каждым годом сложнее, но у дошкольника - достаточно просто.

У меня дочке 5,5 и она играет в он-лайн игрушки (по этому поводу научилась печатать в поисковике "Лунтик"), но не залипает так уж: искать самой тяжело, мышка не очень удобная, да и надоедает. А если вдруг прилипнет - просо вырубаем интернет, а на компе ничего детского нет.
19.09.2017 в 00:47

Солнце взойдёт!
Чакра, про «не вписаться»: не знаю, не знаю. С одной стороны, социализация. А с другой «куда люди, туда и Марья-крива?»
Я даже не про компы, а про планшеты и телефоны. Ещё смущает, что отлучение от компа — это наказание.
У Вас ведь сын? Мальчики в разы сильнее подсаживаются на эти игры и залипают сильнее.
А как у него дела с увлечениями и с общением?

another_voice, мне-то ближе твоя точка зрения. Но я сам с планшетом, и он у меня в целом как книжка.
У тебя девочка, они гораздо меньше наркоманят от комповых/планшетных игр.

У меня сын, вот опасаюсь, как бы не подсел в будущем. Запретить и не пущать — это можно, но запретное сладко.

Я так и не нашёл нормальных публикаций на тему. Проблема молодая, в РФ явно на исследование нет средств. Но и на аглицком я не знаю, что бы такое прочесть на тему. Не эмоции, а нормальную такую статью со ссылками на эксперименты.
19.09.2017 в 01:05

А здесь у нас в центре циклона снежные львы и полный штиль (с) БГ
Но я сам с планшетом, и он у меня в целом как книжка. У тебя девочка, они гораздо меньше наркоманят от комповых/планшетных игр.
У меня сын, вот опасаюсь, как бы не подсел в будущем. Запретить и не пущать — это можно, но запретное сладко.


kaiman, ну, совсем запретить и не пущать не выйдет, но можно минимизировать. Чтобы игры, например, как и мультики были в одном месте - только на компе, условно, час в день. А на телефоне не было (но тут надо, чтобы их и у родителей не было, совсем), а если получается, что все везде стоит, папа с мамой шарики лопают от скуки и тупят в телефон, объяснить детищу, почему ему вдруг нельзя - нереально. "Заинтересовать" сложно еще и потому, что сами родители в массе вовсе не поклонники подвижных игр, танцев, рукоделия и живого общения, будем честны.
19.09.2017 в 09:22

сказочница
Ну, планшета у нас нет как класса, есть у мужа, но они где-то спрятаны, он только читает на покетбуке. Телефоны, как я уже писала - крайне редкие. Одно время давали больше, но потом поняли, что это нехорошо.
Да, конечно наказание, потому что самое быстродоходящее. Других рычагов сдерживания, увы, не наблюдается. Пока не могу проследить, почему это должно смущать: наказания и запреты какие-то должны быть, а в семь лет "неделя без конфет" уже не работает. Вообще ничего не работает, я бы сказала, кроме этого.

У меня двое: 7 и 5, доступ к компу только у старшего, мелкий смотрит. К телефону есть у обоих доступ по вышеописаной схеме.
Увлечения и общение есть у обоих, с определенными нюансами, которые за пару слов не описать. В том числе поэтому и ограничение тоже. Чтобы не компенсировать людей компьютером.
Очень помогает, что их двое, и разница маленькая. Правда, помогает буквально сполгода, до этого они не особо играли между собой. Но последнее время - общаются и им наконец вместе интересно.
19.09.2017 в 10:22

memento vivere
kaiman, Если Вы не против выскажусь тоже.
У нас правда несколько нестандартная ситуация - ребенку разрешены игры на компьютере, особенно типа поиска предметов (по просьбе врача).
Как выше уже сказали - компьютер и телефон используется как средство манипулирования. Не сделал уроки - никакого компа и телефона, хочешь немного поиграть - веди себя хорошо (в разумных рамках, естественно, никто не требует от него чтобы он по струнке ходил - убирать за собой вещи, не скандалить, помогать). Плохо себя вел - не будем играть. Ну и у нас определены дни когда мы играем, плюс мы играем вместе часто - ему так интереснее (игры, в основном на английском, а я ему сюжет пересказываю). И этим можно воспользоваться чтобы "мораль почитать" - а вот тот хорошо поступил, а как думаешь почему, а что сделал герой, а это хорошо и все в таком духе.
При этом не каждый день, время мы определяем с ним - он может попросить поиграть подольше, а мы можем согласиться или нет.
Ну и он часто просит найти что-либо в инете. То есть использует тот же телефон и комп не только как игрушку, но и как обучение и помощь. ТО есть он просит, например, найти как работает мотор, почему показывает телевизор, как устроен холодильник ,почему желтеют листья. То есть мы с ним что-то почитали про те же листья, там не все написано и он говорит - найди как называется краситель, почему именно такие цвета и все в таком духе.
При этом он любит, когда ему читают (сам еще пока не :)) и хотя поднывает периодически в духе "хочу поиграть" на книжку/рисование/ игры переключается спокойно. Или если мы говорим, что он /мы/все устали и надо отдохнуть.
Совсем запрещать я бы не смогла - мы и сами играем и и любим игры, так что просто дозируем.
19.09.2017 в 17:38

Солнце взойдёт!
another_voice, Чакра
Важна золотая середина. Это настолько очевидно, насколько и сложно.
Я верно понял, что у ваших детей нет проблемы зависимости от комп.игр?
Сам столкнулся с ситуацией, когда мальчику 9 лет не интересно ничего, кроме комп.игр на любых носителях. Во всяком случае, в «заинтересовать» я не преуспел. Я не смог предложить какую-либо альтернативу.
«Они все такие» — что по этому поводу скажете? Детям вашим есть, с кем дружить?

Dana_z, здорово, что написали!
он просит, например, найти как работает мотор, почему показывает телевизор, как устроен холодильник ,
Мечта родителя!
19.09.2017 в 19:21

сказочница
Я не думаю, что это можно назвать "зависимостью" - у моих. Есть сильный интерес, но они однозначно не сидят с утра до вечера.
Полагаю, что в 9 лет уже поздно. Если разрешали с пяти лет и не контролировали этот процесс - зависимость, увы есть, была и будет, пока не перерастет.
Мое отношение к компьютерным играм (резко негативное) недавно пошатнули некоторые околонаучные высказывания (Проект Умная Москва, которые приезжают к нам в Ригу), сказав (и обьяснив почему), что в жизни более успешны те дети, которые играли, нежели те, которые не интересовались. Но важно именно что найти баланс между интересом и развитием - и зависимостью и одержимостью.
Про друзей я не могу особо дать ценный ответ, потому что это опять таки, комплексный вопрос, которому нужны пояснения. Скажем так "не скажу, что их нет".
19.09.2017 в 21:37

Солнце взойдёт!
Чакра,
жизни более успешны те дети, которые играли, нежели те, которые не интересовались.
А вот это интересно! Можно подробнее? Что подразумевается под «играли»? Что значит «более успешны»? Возможна ли проверка результатов?

Начал читать Джон С. Бек, Митчел Уэйд «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду»

19.09.2017 в 21:52

сказочница
Слово в слово я, конечно же, не помню, но суть в том, что если ребенок с детства играет в стратегии (я не уверена в названиях, но, наверное, типа Цивилизация? Танки?) и командные выходы в рейды (тут я совсем не в теме, но вобщем, не тетрис, а именно многоходовки), то его мозг потом быстрее реагирует в стрессовых ситуациях и в жизни. Из таких детей получаются хорошие руководители - они уже в реальном времени наруководились мирами, и чтобы выживать, научились максимально быстро оценивать возможные риски, и максимально быстро принимать решения. Типа, наверное, игроки на биржах, финансовые аналитики итд итп. Доказательств таких особых они не приводили, но что-то в этом логичное есть.

Вобщем, это пошатнуло мое мнение, и если контролируемый процесс, а не с головой и отказом от остальной жизни - то пурке бы не па.
19.09.2017 в 22:25

Солнце взойдёт!
Чакра
то его мозг потом быстрее реагирует в стрессовых ситуациях и в жизни
Вроде логично. Но!
1) Напоминает шахматы: мол, отличные шахматисты отлично приспосабливаются в жизни и более успешны. Однако масса случаев, когда прекрасный шахматист ни в чём другом не сведущ.
2) Стратегия — это опосредованное взаимодействие с людьми, не реальный контакт. Или вообще игра не с человеком. Какой социальный опыт можно получить в любой игре?
3) Хороший руководитель — это прежде всего тот, кто умеет строить социальные связи, а также использовать весь потенциал подчинённых. Кроме того, он ещё и должен быть эмоционально устойчив. Как в комп.игре приобрести эти качества?
4) Как авторы теории пронаблюдали истинность своих выводов? Сколько детей участвовало в наблюдении, была ли контрольная группа? Сколько эти дети играли, какого они были пола и возраста, из каких семей?
19.09.2017 в 22:33

сказочница
Они это не выдавали как непреложную истину, а озвучили свое видение этой проблемы, и это видение меня заставило задуматься.
Возможно, я неверно передала их посыл, они не говорили, что оно заменяет, они говорили, что вцелом улучшают нейронные связи в мозгу, быстрее реагируют в стрессе.
20.09.2017 в 01:25

out of the loop
kaiman, родители должны решить сколько ребёнку можно в день проводить время у экрана - включая ТВ, компьютер, планшет, - обычно в пять лет рекомендуется полчаса в день, особенно в учебные дни, в выходные и на каникулах можно немного больше. Заинтересовать чем-то другим ребёнка, который уже привык весь день играть, очень сложно. Но можно. Мои с 2х лет активно ходя по разным секциям, они просто не знают что можно "бросить". Зову их помогать на кухню, помогаю придумать чем заняться - порисуй, почитай, поиграй, построй что-то из конструктора, собери лего, и т.д. Зову других детей в гости, вожу своих в гости. В общем, быть родителем - это работа.
20.09.2017 в 16:04

Солнце взойдёт!
Lady Nym, благодарю за ответ!
Я с Вами согласен! Так и надо. Детей надо учить играть.

В общем, не «все такие»?

Дополнительный вопрос: рождаются ли дети со склонностью к зависимости от чего-то? Или зависимость формируется позже?
Взять вот игрунов 30+. Мужик лет этак 35-40 приходит с работы и, едва поев, врубается в какие-нить «Танки». На заднее стекло клеит стикер соответствующий. В его детстве комп.игр не было, разве что электронный Волк ловил куриные яйца. Почему мужик подсел?
20.09.2017 в 17:40

Прошу любить и не жаловаться.(с) Олди
Почему мужик подсел?

Потому что это способ:
1) отключиться от унылой действительности.
2) самый простой способ получить новые впечатления.
3) быстрая возможность самореализоваться и получить уважение таких же - поднявшись в рейтинге. Или вступив в группу, имеющую высокий рейтинг.

А что касается детей, то, мне кажется, сами родители должны быть чем-то увлечены. Когда родителям ничего не нужно, призыв "почитай, погуляй, поиграй в активные игры" не работает.
21.09.2017 в 17:13

Солнце взойдёт!
LantanaA, привет!
Рад встрече!
мне кажется, сами родители должны быть чем-то увлечены. Когда родителям ничего не нужно, призыв "почитай, погуляй, поиграй в активные игры" не работает.

С одной стороны, да. А с другой: есть у меня коллега, у которого в доме (родительском) не было ни одной книги. Это не помешало его отличной учёбе и 2 диссерам. И обратные ситуации не редкость.

Дамы, а читали Вы "Правила развития мозга вашего ребёнка" Джона Медины?
21.09.2017 в 19:20

сказочница
Нет, я читаю сейчас
Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума
Найджел Латта
:gigi:
25.09.2017 в 14:47

Солнце взойдёт!
Чакра, отличная книга!
10.09.2018 в 18:49

Да, теоретик и этим горжусь
Возможно, уже не актуально, но я напишу.
Некоторые взгляды и наблюдения с той стороны.
Я сама выпала подобным образом из реальности - в школу из-под палки, все перемены - носом в книжку(был бы планшет - была бы в него носом, но и так ничего хорошего), дома - носом в комп. Причина банальна - эскапизм.
Это было позже - 7-8 класс, но попытки меня чем-нибудь заинтересовать были... запоминающиеся.

Подводя итог этим попыткам:
Первое что раздражало - резкие переходы. Вот я в виртуальном мире(книги или игры - не важно), а вот рядом проносится добрый человек и меня резко отрывают от погощения дозы. Реакция, ясно, была в стиле: "Да какого же хрена вам от меня надо?!!", ясно, что озвучивалось совсем другое, но внутри именно так. И вот, я внутренне рычащая интересуюсь причиной и слышу в ответ что-то наподобие "мы идем гулять и ты с нами!)))". Само по себе предложение вызвало вполне нейтральную реакцию, то, что ради его выслушивания меня вырвали из розовых облаков - крайне негативную, и скомпенсировать её было нечем. Возможно, прогулка в итоге мне даже понравилась, но, как в анекдоте "осадок остался".

Избегается просто: Вместо посыла "резко брось, все что сейчас делаешь и иди гуляй-социализируйся-займись рукоделием" и альтернативных ему якобы вопросов "почему бы тебе не пойти гулять и т.п.", тоже подразумевающих, что действовать нужно СЕЙЧАС, гораздо лучше действуют варианты "завтра мы(ты) идем гулять, на мастер класс, в гости и т.п.". Или даже "через пол-часа мы идем ...". Все лучше.


Второе - чувство, что дающий эти советы, несколько ... неискренен.
Мужик, под центнер весом, под пиво вещюащий про пользу ЗОЖ это странно. Если родитель не демонстрирует ребенку, что ему и самому все по списку интересно, то попытки заинтересовать с вероятностью в 80% обречены на провал. Ребенок может сам заинтересоваться в более позднем возрасте, но это уже не по теме.
"Заинтересовать" сложно еще и потому, что сами родители в массе вовсе не поклонники подвижных игр, танцев, рукоделия и живого общения, будем честны.
ППКС.

Избегается гораздо сложнее: личным примером и/или компанией. Ребенок не просидит все выходные в компьютере, если он с родителями ушел на выходные в лес (видела шикарный текст на тему детей и леса: vk.com/club122067083?w=wall-31260648_354100 ).

Если родители увлекаются рукоделием, то что-то в голове все же отложится. Когда ставила на турбазе на себе эксперимент - неделя без компа и книжек - как-то сам собой из обломков старого корпуса, гвоздей, молотка и пилы собрался стол с укосинами по всем направлениям. Лес - аналогично. В детстве и при резко эскапичном периоде меня ни то ни другое не цепляло. А вот поди ж ты.

Если отвлечь и привлечь надо не "когда нибудь, когда переболеет", а сейчас - задача сложнее.
Для меня бы сработал вариант - строго оговорить, что завтра в определенный промежуток времени - никакого планшета, давай помогу тебе подобрать другое занятие на этот срок. И "помочь" тут - реально помочь, поподкидывать варианты, отбрасывает пусть ребенок. Даже если оставшиеся будут вариациями на тему "сидеть и смотреть в стену".
Из того, что осталось - наименее противное ребенку - и думать как, куда и чем его заинтересовать. Сузить круг поиска интереса в реальном мире может и обратный путь: посмотреть, в какие именно игры играет ребенок, выделить общие элементы(разобраться, что цепляет, если игра одна) и подумать, что может дать эти элементы в реальности.

А игры разные бывают. Очень-очень разные. Стратегии, экшн, поиск предметов, и множество других видов. И каждый из них потребует совершенно разных "заменителй" в реальности.

Стратегии - игры на развитие-их альтернативы я бы искала в творчестве. При чем том, где порог вхождения низок(у игр он часто именно такой, а замена должна с ними конкурировать), где результат виден почти сразу. Выпиливание, выжигание, шитье(только на машинке, ручное - слишком долго работать для результата), но не музыка-рисование, где на результат, нравящийся ребенку работать долго.

Экшн - игра на реакцию - и тоже низкий порог вхождения - для победы не требуется сильно и долго работать. Замену я бы искала среди игр на реакцию - настольных, если с физической реакцией не срослось. Если срослось - именно этим играм и соответствуют традиционные игры на свежем воздухе. Вышибалы-догонялки-бадминтон.

Поиск предметов - название говорит само за себя - я не слишком понимаю, что в нем находят люди, но поискала бы аналоги среди пазлов и головоломок на усердие(шарик в лабиринте, требующий скорее прямых рук и усердия, чем мозгов).

А ведь видов игр гораздо больше.

Если непонятно, что может привлекать в конкретном виде игр, попросите друзей, упомянутых в посте поделиться мнением. Если ребенок в сознательном возрасте и умеет формулировать мысли, поспрашивайте его.

Конечно, можно пытаться заинтересовать не "заменителем", а чем-то принципиально новым, но, судя по моему опыту, шанс, что реальное увлечение будет приятно теми же элементами, что и игры выше 70%.


2) Стратегия — это опосредованное взаимодействие с людьми, не реальный контакт. Или вообще игра не с человеком. Какой социальный опыт можно получить в любой игре?
3) Хороший руководитель — это прежде всего тот, кто умеет строить социальные связи, а также использовать весь потенциал подчинённых. Кроме того, он ещё и должен быть эмоционально устойчив. Как в комп.игре приобрести эти качества?


Игры бывают многопользовательские (те же известные Танки - WoT), там пользователи между собой взаимодействуют, и с собранной, а иногда и сыгранной командой, где есть свои устоявшиеся командные роли (танк-хилер-лучник, светляк-арта-тяж, и т.п.) решают игровые проблемы. При сборе этой команды, особенно, если сбор на долгое время, социального взаимодействия - хоть залейся.

А если вы посмотрите на проект SecondLife, который уже язык не поворачивается назвать игрой, то, наверное, сильно удивитесь. Он весь для социального взаимодействия создан.



Подводя итог: мне кажется, что проблема не в "неправильных детях", а в несовпадении пары подход_взрослого-стремления_ребенка. И, кмк, легче сменить первое.
Да,это вечное "ты же старше, будь умнее"
Некоторые рекомендации, следование которым могло бы помочь окружающим меня взрослым в свое время я и привела.
А среди окружающих меня детей, втч и пяти лет игромании не замечала. Нерепрезентативно, но факт.

Простите, если не по теме и не ко времени.
18.09.2018 в 15:37

Солнце взойдёт!
Ulikka, здравствуйте!
Очень интересный пост!
Ребёнок, о котором я написал, играет в «стрелялко-убивалки», где особенно думать не нужно, а нужно бегать, прятаться и стрелять. Притом сам он весьма неподвижный, и физические нагрузки ему активно не нравятся. (А ещё он полный, да.) Так вот, он как-то раз объяснил, чем ему нравятся игры: безответственностью! Т.е. что бы ты ни делал в игре, как бы тупо себя ни вёл — тебе за это ничего не будет. Максимум, персонажа твоего «убьют». Но ведь персонаж-то неубиваемый по факту! И ты всегда (!) выигрываешь: в любом случае поднимаешься на более высокий уровень. От себя добавлю что игры ему нравятся ещё и тем, что они не требуют никаких реальных действий и никак не мешают его лени.
И этот ребёнок не очень-то любит настольные игры: там-то он не всегда выигрывает! Так что ему быстро надоедает.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии