Солнце взойдёт!
Я в универе преподаю историю, в числе прочего и российскую. Мои студенты с разных факультетов, т.к. история России — предмет общеобязательный, и часов на неё предостаточно. читать дальше
Так вот, большинство студентов со школы считают историю жутко занудной дисциплиной. Истфаковцы в этом ряду исключение, так что их не считаем.
Отсюда у меня вопросы. Дорогие ПЧ! А вот скажите, пожалуйста:
1) История для вас скучна? Она такой была для вас в школе или вузе, или и там, и там?
2) Что именно вы изучали? Был ли университетский курс более расширенным, чем школьный?
3) Что такое история для вас? Набор дат, имён и чё-то там ещё? Или же нечто большее?
Спасибо!
Так вот, большинство студентов со школы считают историю жутко занудной дисциплиной. Истфаковцы в этом ряду исключение, так что их не считаем.
Отсюда у меня вопросы. Дорогие ПЧ! А вот скажите, пожалуйста:
1) История для вас скучна? Она такой была для вас в школе или вузе, или и там, и там?
2) Что именно вы изучали? Был ли университетский курс более расширенным, чем школьный?
3) Что такое история для вас? Набор дат, имён и чё-то там ещё? Или же нечто большее?
Спасибо!
тесты на знание дат плохо сочетались с моими проблемами с запоминанием цифр. основной фокус в программе был на истории двадцатого века (не мое) и на политике + военных действиях, а мне нравится, когда рассказывают про всякие культурные особенности, специфику быта и прочие детали повседневной жизни (я даже документалки на эту тему иногда смотрю).
2. Закончила истфак.
3. Множество дат и имен уже не помню
Так что история это скорее описание событий. И я люблю то чтобы истории в вузе рассказывалось о предпосылках и последствиях. Так что для меня история это скорее всего дорога из прошлого в будущее. Неразрывная лента времени.
2)Университетский курс отличался от школьного скорее не широтой, а глубиной - больше внимания причинно-следственным связям, ну и более реалистичная картина, без купюр и упрощений
3)Для меня история прежде всего люди и их меняющиеся правила делать тот или иной выбор
от древнеегипетской до наших дней. Для меня история - это взгляд
на вектор дальнейшего развития событий. Изучал историю в школе,
историю КПСС в ВУЗе, там же истмат\диамат - до сих пор охреневаю
от той кучи вранья, которую нам вешали на уши на кафедрах. Думаю,
Геродот был прав, говоря, что история нас учит только одному - тому,
что она никого ничему не учит.
1. В школе по большей части было до ужаса уныло, у нас еще были советские учебники класса до 8 и одна сплошная классовая борьба. Пару раз приходили годные учителя, которые придавали этой уныли логику и смысл. В Универе было интереснее, потому что история была в связке с другими дисциплинами и это все иначе выглядело. Человечнее.
2) Ну я в принципе ответила. Универский курс был такой... "вбок".
3) С датами у меня откровенно плохо, я мыслю относительной хронологией: это раньше, это позже, это одновременно. История для меня бульон из событий, культуры, идей, людей и чего только не. Мне интересно, что стояло за поступками и событиями, какая мотивация и убеждения. Как правило, это мало похоже на учебники ) В этом смысле я очень люблю слушать Клим Саныча и его взгляд, когда он о древностях всяких рассказывает.
2) в медицинском вузе истории у меня никакой не было (даже странно, почему, сейчас преподают историю медицины)
3) вообще историю я обожаю. Ни одно явление нашей современной жизни я не воспринимаю вне исторической справки. Но все это было вне школы или вуза. Только в виде самостоятельного познания. Обожаю читать дневники и мемуары. Самое любимое кино - байопики. Мне интересна история науки, фундаментальные открытия и человеческие достижения. По войны я тоже пересмотрела позицию - бои все еще не интересуют, но вот, к примеру, биографию того же Толкиена вне двух мировых войн как воспринимать? да никак! Из истории человечества мне интересен исключительно 19-20 век (все, что раньше одинаково унылое). Исключение - завоевательные походы Александра Македонского. Его походы я прям с точностью до года и по карте знаю (но этим я тоже вне школы озаботилась, после того, как в 14 лет Таис Афинскую прочитала, погрузилась в античность и эллинизм досконально, но это, кажется, попса, да?). Был момент увлечения Петром первым и Екатериной второй (спасибо русским писателям). Кстати, если меня что-то торкает мне хочется про это посмотреть кино или сериал (из последнего очень зашло знание об открытии синего светодиода. Какой бы получился фильм!!!)
А вообще удивительно, что школа меня не отвратила от всего этого (она честно пыталась и даже кое в чем преуспела)
от древнеегипетской до наших дней.
вообще да, мне срач между Пастером и Кохом милее чем стояние на реке Калке
Мне интересна системность, логика событий, собственно связная история - а давали тупо события и их даты, причём с упором на даты, без связок между событиями. И так несколько училок, школьные - все. Было очень скучно, тупо зубрёжка таблиц вида событие-дата, которые забывались сразу после урока.
А в вузе у нас истории не было никакой. Поэтому историю, несмотря на папу-историка и собственный интерес, я не знаю.... Вычитанные у умных людей клочки и то, что кое-как поняла сама - это мизер, бессистемно и не в счёт. И уже очевидно, что не узнаю - с возрастом память не та, а история огромна...
К слову.
Товарищи историки, а подскажите, пожалуйста, кому принадлежит фраза "если бог хочет чтобы я его понял, пусть выражается яснее"? Гуглояндекс не помог, поскольку по памяти не дословно, хотя и близко.
школа
университет
К сожалению, точные исторические знания во мне надолго не задерживаются. Вроде проясню для себя какой-то исторический момент, а через неделю уже ни дат не помню, ни точной последовательности событий. Видимо, потому что в моей повседневной жизни это редко оказывается нужно. Нужно только общее ощущение понимания непрерывности человечества, того, что настоящее полностью происходит из прошлого и наследует ему, что мы сейчас такие только потому, что наши предки были такие, какие были.
Вспомните еще окопный рот - язвенно-некротический гингивостоматит
Венсана\Плаута\Симоновского\Боткина и методы его лечения. Или спор
за гуморальную или тканевую природу иммунитета - в итоге сразу две
нобелевские премии.
После того, как историчка (укуси ее комар) додумалась письменные тесты для экономии бумаги читать вслух, а я на слух без записи вообще никак, это был единственный предмет, который у меня был в жопе.
Вот, как сказали выше - мне нужна система, которая "раньше, позже, одновременно", и я имею общее представление о том, где-что-когда и как в среднем по больнице выглядел какой-то век в конкретной стране, но то, что меня бесит и огорчает, так это то, что я знаю плюс-минус только историю западных стран, а восточных только в плане взаимодействия с западными, что обеспечивает мне слепое пятно размером с пол-планеты.
Ну и из-за того, что я осознаю, что историю я не знаю, есть у меня один "забавный" баг - если мне встречается лектор, который обильно апеллирует к истории, но при этом я ему/ей не доверяю как ученому, либо просто не знаю, нормальный ли он, или РАЕНный, то я, скорее всего, вообще не буду слушать или читать то, что преподносится, даже если основная тема не историческая, потому что понимаю, как легко меня накормить мексиканскими тушканами.
Интересно!
Мне тоже не нравится лютый перекос в войны/революции/прочие глобальные процессы с зубрёжкой дат и без понимая причинно-следственных связей! Но увы, в универах (про школы я молчу уж!) именно так оно и преподаётся. Набор фактов есть, а системы нет! По факту от студента требуется просто пересказать учебник. И это тоска! читать дальше
Скажем, реформа Столыпина. Студенты пересказывают учебник: 1906... отруб... хутор... переселенческая политика... реформа провалилась/ не успела...
Я предлагаю другой вариант: вот вам сказали: «Поехали в Сибирь хлеб растить». Что необходимо для этого? В ходе беседы до студентов доходит, что нужны:
а) деньги — иначе и не доедешь, и хозяйство не возьмёшь, и там ничо не построишь и не купишь;
б) возраст и авантюризм: в 45 рвануть куда сложнее, чем в 20, и надо быть электровеником;
в) дорога с поездами, причём надо и скот везти — а то фиг доберёшься;
г) жить надо поближе к ЖД.
д) грамотность — иначе предыдущие пункты не получатся.
Причём студентам крайне трудно выйти на уровень бытового обсуждения. В головах только фразы из учебников типа «переселенческая политика не дала своих плодов».
Я преподаю историю «от человека»: т.е. как раз понять мотивы, цели и т.д.
Спасибо за такой подробный ответ!
RadaLich
Неее, истфаковцы — это народ особый, не в счёт. Было бы скучно, мы б не пошли на истфаки-то.
Благодаря вашим ответам я снова убедился, что у людей, которые уже закончили вузы, есть спрос на историю. И он есть даже у тех, кому в школе/универе эта дисциплина была скучна.
Но нужны не «тупо даты», а именно на историю вглубь: причинно-следственные связи, начало и финал процессов, и всё это с опорой на мотивы и желания человека.
думаю, одна из главных задач любого универа это развитие навыка мышления
До кучи требуется преподавать скрепно. А если скрепно, то получается через... ну, вы поняли.
это вообще жесть. не представляю, как тут вертеться, при условии, что настучать могут даже сами ученики(
в жопыв глотки авторам! Плашмя. Там вместо нормального текста какой-то речекряк! Когда дочка историю в школе проходила, я пыталась читать учебник, потом шла в гуглояндексы за пониманием, потом ей пересказывала что написано нормальным человеческим языком, ибо текст из учебника невозможно воспринять даже _зная_и_понимая_ о чём там речь, а уж с нуля...«переселенческая политика не дала своих плодов».
Бррр! Ужас.
Конечно, такое чирикание не поймёшь. Надо знать зачем эта политика понадобилась властям, в чём заключалась, почему проводилась именно так, а только потом - где вкралась лажа и почему не сработало. И всё это - с опорой на прошлые знания и уровень понимания.
Вот, например, о том, что дальневосточные дивизии смогли перебросить под Москву только после того, как Зорге дал отмашку что Япония нападать на СССР не собирается, я узнала уже в 30+ годочков, а это ж такой шпионский триллер, такие личности задействованы, такой результат получен - вау! (Ну да, я из тех кто не против военщины
Или про Грибоедова - а на литературе, соответственно, про Чацкого. Тоже ж как попало дают, а персонаж, между прочим, повоевать успел, и даже надо полагать успешно, раз дошёл до загрызться с министром!
Вот тут бы и провести параллели с современностью, и кусок истории с участием Грибоедова преподать - хотя бы что он в чужом гареме забыл...
А почему она не собиралась нападать?
Был Халхин-Гол, после чего Японии расхотелось воевать с СССР.
Нам повезло, что во Второй мировой у них Китай оказался в приоритете.
А с чего это у них вдруг в 1941 году Китай оказался в приоритете?
вермахт перемалывал в ржевской мясорубке и у немцев были все шансы
дойти до уральских гор, как собирались. Если бы не ленд-лиз и открытие
второго фронта, Япония заняла бы все земли до Урала почти без войны.
думаю, одна из главных задач любого универа это развитие навыка мышления
Мрачно: у меня в последние 5-7 лет стойкое ощущение, что как раз нет. Имитация образования со всякими -циями.
это вообще жесть. не представляю, как тут вертеться, при условии, что настучать могут даже сами ученики(
Ну, верчусь как-то. А настучать, увы, есть кому. Печалит сама готовность к этому!
«Настучать» — это отдельная тема большого разговора.
готовность не должна печалить, готовность должна балансировать эмоции и разум)
индейцами. Если бы хитрый лис Черчиль не втянул Америку в коалицию,
если бы Рузвельт занимался дзю-до\исповедовал синто или дзен-буддизм,
или если бы микадо играл с ним в го\ма-джонг, а не бомбил Перл-Харбор...
Но у истории нет сослагательного наклонения, все случилось так, как есть.
Кстати, все предпочитали американскую оккупацию. Или английскую. Да
хоть какую, только не советскую. С тех пор ничего не изменилось.
вот ведь удивительно...
оккупацию не получится. Надо ехать, если выгнать - ну никак.
и эти учебники написаны таким отвратительным корявым канцеляритом, что хочется запихать их в жопы в глотки авторам! Плашмя.
Именно туда и именно так!