Солнце взойдёт!
Фанфик находится здесь: fanfics.me/fic40982
Прочёл столь хвалимый фик и решил опубликовать свои соображения по поводу него. Получилось много, так что желаю терпения! Для удобства восприятия я разбил рецензию на подпункты. Итак, вперёд!
Предупреждаю: я не люблю спойлеры, поэтому постараюсь уйти от изложения событий, чтобы фик был читателю интересен.
1. Сюжет.читать дальше
Напомню, что сюжет — это совокупность действий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения; развитие действия.
Вот как раз с развитием действия и событиями в этом фике всё более чем своеобразно: повествование топчется на месте примерно в трети произведения! События всё не начинаются и не начинаются, хотя герои ходят, разговаривают и даже что-то делают. Читатель почти до конца не обнаружит здесь эпизодов из оригинала, но много авторского. Например, выясняется, что Нарцисса Малфой погибла, когда Драко был маленьким. Впрочем, действием можно посчитать продвижение героев к истине и научному познанию. Всё происходит в течение первого года обучения, причём более 20 глав (тут я мог немного обсчитаться) посвящено одной лишь первой неделе! В смысле «растянутости» напоминает незабвенного «Улисса». Вялое развитие действия начинает разгоняться ближе к середине, а в последней трети галопирует.
Второстепенные герои главы этак до тридцатой себя проявляют мало. Поначалу (гл. 1—30) возникает ощущение какой-то безлюдности школы. Там есть (перечисляю в порядке значимости): Гарри Поттер, профессор Квиррелл, Гермиона Грейнджер, Драко Малфой, профессор Макгонагалл, Дамблдор и ещё какая-то неважная мелочь. В главе 30 начинается затеянная Квиреллом в учебных целях «войнушка» трёх генералов (Гарри, Гермионы и Драко), и вот тогда-то мы видим и прочих обитателей Хогвартса. Семейство Уизли в действии почти не участвует, его члены периодически выскакивают перед Гарри, словно чёртики из бутылки, выполняют свою функцию и надолго исчезают.
2. Композиция.
Композиция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности.
Повествование в целом линейно-хронологическое. Очень долгая завязка, весьма неявно перетекающая в конфликт (?), заторможённый ход событий, потом настоящий конфликт и, наконец, развязка. Удивляют не только главы-«послесловия», их нумерация, но также названия-повторы. Не понял, какова была художественная необходимость этого. К тому же в самом начале фика есть сбой: в главе 7 Гарри прибывает на платформу, где разговаривает с Роном о квиддиче и с Драко о науке. В главе 8 вдруг выясняется, что ранее (в главе 7?) он с близнецами Уизли уже подшутил над Невиллом! И когда успел? Я даже подумал, что этому была посвящена отдельная глава (7а какая-нибудь), но автор её выкинул. Впрочем, постепенно композиция несколько улучшается, чего не скажешь о ритме: он так и остаётся рваным. Коротенькие главы сменяются длиннющими перегруженными, одна даже состоит из одного предложения (99-ая)!
Автор использует приём, когда факты показаны с точки зрения разных героев. Он весьма хорош, если уметь им пользоваться. В данном же случае он скорее неудачен из-за неровности, слабой мотивированности и малозначимых героев. Вплоть до главы 7 читатель воспринимает всё с точки зрения Гарри, и вдруг в главе 8 начинает смотреть глазами Гермионы. Причём возникает стойкое ощущение, что нужно это только для того, чтобы подчеркнуть незаурядность Гарри Поттера, который уже окончательно обрёл черты Марти Сью. Внезапная смена ракурсов продолжается, но читатель не понимает, почему автор выбрал именно данного героя, а не кого-то ещё. Самый яркий пример такого рода — это глава 116, в которой события показаны со стороны какой-то Анны из Гриффиндора. Кто она такая? Анна ни разу не была упомянута раньше!
Отдельно скажу про «сьюшность», которая убивает любое произведение. Есть только одно исключение: кроссовер с героем, который в оригинале был Сью (например, если в мире ГП или ПЛиО кому-то из героев помогает Терминатор). Конечно, можно возразить, что в данном фике сьюшность только кажущаяся, и она оправдана, и вообще кто этого не понял, тот дурак. Однако классические «сьюшки» отличаются тем, что они вот прямо сразу супергерои. И читать про них скучно. То же самое и с Гарри Поттером в этом фике.
3. Характеры персонажей и достоверность.
Все без исключения персонажи в этом фанфике абсолютно неузнаваемы. Я приведу только самые яркие примеры, а начну с детей. Общее замечание: они по большей части не соответствуют заявленному возрасту ни в мыслях, ни в поступках.
В аннотации сказано, что Гарри Поттер – это вундеркинд. Хорошо, допустим это. От главы к главе, повторюсь, он всё больше становится всемогущим ребёнком, к которому за помощью или советом бегают преподаватели Хогвартса. Впрочем, все странности можно списать на то, что он — крестраж Волдеморта. (Ближе к концу фика автор наконец объясняет причину этого явления, хотя читатель догадался гораздо раньше.) Однако впечатление о Гаррисью уже сложилось, и этот герой начинает сильно раздражать, исчезает сочувствие ему.
Драко Малфой здесь — это умный, талантливый мальчик, а Кребб и Гойл — его друзья и слуги (!). Живёт он в собственных апартаментах, где «принимает посетителей». Как-то многовато «суперов» для одного произведения!
Девочки в 11—12 лет думают и рассуждают о том, как следует соблазнять мальчиков, у кого с кем «роман», за кого они выйдут замуж. Кроме того, периодически наличествует выяснение отношений между Гарри и Гермионой, и оно не соответствует возрасту участников. Маленький пример, Гермиона в ответ Гарри:
«— Кажется, Гарри, я никогда не слышала ничего настолько неромантичного» (гл. 122). В 12 лет у неё обширный опыт?
Что касается характеров взрослых героев, то и они не избежали искажений. Больше всего досталось Минерве Макгонагалл, чью роль в фике можно свести к двум фразам: «Нужно спросить у директора и сделать, как он скажет» и «Я не знаю, Гарри». Снейп затевает лютую интригу против… первокурсниц (!), девочек 11-ти и 12-лет. Он же советуется с 7-ми курсницей, прежде чем стереть ей память, и совершает поступок, из-за которого даже обидно за коллегу. Старшекурсники слушаются первокурсника-Драко. Дорогие читатели! Вот когда вам было лет по 14—17, вы много внимания обращали на мелкоту? Ответ: нет.
Далее, в Хогвартсе хулиганы исчисляются десятками, это в основном старшие ученики, т.е. те, кто уже вступил в пору юношества. В числе сорока они проигрывают Гермионе и Ко и тут же жалуются своим родителям! Представим это в реальности. Человек 14—17 лет пишет папе и маме: «Меня обидели! Это были девочки 11—12 лет! Примите меры, спасите меня!» Особый смак, если такое напишет парень, а не девушка! Но, возможно, всему виной американская действительность, которую автор привнёс в фик.
Автор всё время забывает нечто очень важное: роль детей-гениев в детском сообществе. Как показывает практика, такие дети не в состоянии общаться со сверстниками, а те, соответственно, их ни во что не ставят. Они в буквальном смысле говорят на разных языках. Это знает каждый, кто по-настоящему работал с детьми. «Зубрилы», «заумные» в детском коллективе по большей части имеют низкий статус, потому что они скучны и непонятны из-за языка и неумения играть. К тому же они, как правило, физически слабее обычных детей и даже презирают спорт; калокагатия встречается крайне редко. А старшие дети, как оно и полагается, ни во что не ставят «мелких». Конечно, бывали в истории коллективы, где это правило не работает (колония Макаренко и др), но Хогвартс — это явно не тот случай.
Не понравилось обилие лордов и леди в фике и вообще социальный состав населения магической Британии. Автор тут следует не оригиналу, а фиковой традиции.
Из-за всего этого ощущение недостоверности происходящего становится всё сильнее и сильнее, особенно когда дело доходит до затеянной профессором Квиреллом «войнушки».
Добавлю, что внешность героев фика, кажется, не книжная, а киношная, что особенно заметно по описанию Люциуса Малфоя.
4. Стиль, язык.
Стиль — это плотно укоренившаяся общность всей образной системы, куда входят различные средства художественной выразительности.
На мой взгляд, фик довольно неровный. Первые глав 30 (а это много!) я бы назвал средневысокохудожественными. Они написаны языком, близким к научно-популярному. И автор, кажется, не очень-то хорошо владеет именно художественными средствами. Прямое тому доказательство — это постоянные курсивы и заглавные буквы с целью подчеркнуть смысл предложений. Курсив — признак слабого автора! А в этом фике изобилие курсива.
Герои зачастую изъясняются длинными многосложными периодами, нередко с обилием причастий. Такие фразы абсолютно нехарактерны для разговорной речи, их невозможно произнести на выдохе. Более того, они совершенно не воспринимаются на слух.
Примеры:
Гл.2, говорит Мак-Гонагалл.
«— Смею вас заверить, мистер Поттер, — ответила Профессор МакГонагалл, — в Хогвартсе вы сможете начать обучение с самых основ. К тому же, мистер Поттер, подозреваю, что если я оставлю вас на два месяца с вашими учебниками даже без волшебной палочки, то, вернувшись сюда, я найду лишь кратер, полный лилового дыма, опустевший город и полчища огненных зебр, терроризирующих остатки Англии».
Гл. 122, слова Гермионы:
«— Только, видишь ли, Гарри, меня до сих пор волнует тот вопрос, потому что для меня с нашей последней беседы прошло довольно мало времени, а мы тогда не закончили, в чём, признаю, виновата только я, потому что не смогла сдержать эмоции, а затем меня съел тролль, чего я определённо не собираюсь допустить снова».
Мелкая придирка: слово «тело».
«— Иннервейт, — произнесла Гермиона, направляя палочку на Дафну, чьё тело только сейчас заметила. Лаванда направила палочку на Ханну и сказала то же самое».
Не знаю, как там в английском, но в русском слово «тело» в таком контексте означает «труп». Если человек жив, то «бессознательное тело» или «он», «она». И вот таких «тел» в фике много.
Кроме того, наличествует нелепое нагнетание атмосферы, которое чаще всего выражается в «тёмных / загадочных фигурах», который вовсе не «тёмные» и не загадка для читателя. Пример:
«Некто молчаливый тихо скользил по холодным коридорам подземелья Хогвартса. Он должен был встретиться кое с кем в некоторой комнате ровно в 6 вечера, и, чтобы показать уважение, явиться туда следовало раньше условленного времени.
Но, повернув дверную ручку и заглянув в тёмный и тихий заброшенный класс, он увидел между старых пыльных столов силуэт человека, который уже ожидал его. Человек держал палочку, от которой исходило бледное зеленоватое свечение — его едва хватало, чтобы разглядеть сам силуэт, не говоря уж об остальной комнате.
Свет коридора остался по другую сторону закрывшейся двери. Глаза Драко постепенно привыкали к темноте.
Тёмная фигура повернулась к нему — её лицо почти целиком оставалось скрыто во мраке, призрачный зелёный свет лишь обозначал его черты» (Гл. 21).
5. Идеологическая направленность.
Фанфик пропитан либеральными идеями. Приведу характерные примеры.
Чётко прослеживается линия толерантности, что выразилось в осуждении гомосексуализма (Гл. 42):
«— Что ж, ты знаешь, о чём идет речь. Я думал, маглы это ненавидят?
— Только идиоты».
Баба-яга, оказывается, была лесбиянка (гл. 108)! Кто осуждает однополую любовь, тот идиот, тоталитарист-сталинист, и вообще по поводу гомосексуализма может быть только одно правильное мнение: безоговорочно принять!
Всё время подчёркивается мысль, что наказание в Азкабане чудовищно, ужасно, кошмарно. Что характерно, в этом случае не работает причинно-следственная связь: есть только следствие «наказание очень жестокое, давайте всех выпустим». Вопрос о причине наказания не ставится вообще! Меня всегда удивляет у либералов этот односторонний гуманизм, защита преступника от справедливого возмездия. В теории-то всё легко, как сидеть у телевизора с банкой пива и орать, что тот или иной футболист слабак и дурак или же героически «мочить врагов» в игре «Танки». Я б послушал тех, кто по-настоящему пострадал от «несчастных» наказанных.
6. Выводы.
Я встречал мнение, что фанфик намного лучше оригинала. Нет, это неправда! Перед нами во всех отношениях очень неровное произведение, которое, однако, изобилует интересными мыслями. Вторая половина фанфика оказалась интереснее первой, мне довольно трудно было продраться через первые 20-25 глав и не бросить чтение.
Очень понравились аллюзии на знакомые книги и фильмы. Поскольку я никогда не играл в компьютерные игры, не смотрел «Стартрек» и аниме, а также не читал манги, то аллюзии на них я не смог опознать. Огромный плюс фика — это ссылки на научно-популярные книги (хотя они добавляют недостоверности, поскольку вышли после 1992 г), о которых читатель мог раньше не знать.
Какова целевая аудитория фанфика? Это, скорее всего, люди старше 17-18 лет, которым не чужда ни сказка, ни наука, и которые интересуются научными достижениями. Любители астрологии, мистики и прочей нью-эйджевой мишуры вряд ли найдут что-то для себя интересное. Обычному ребёнку читать фик будет скучно.
Словом, это неоднозначное произведение, которое никого не оставит равнодушным и запомнится надолго. В моём случае была смесь раздражения и радости, и даже не могу сказать, понравился мне фик или нет: местами то, местами другое. Но в в любом случае он очень необычен для фандома и стоит особняком!
Прочёл столь хвалимый фик и решил опубликовать свои соображения по поводу него. Получилось много, так что желаю терпения! Для удобства восприятия я разбил рецензию на подпункты. Итак, вперёд!
Предупреждаю: я не люблю спойлеры, поэтому постараюсь уйти от изложения событий, чтобы фик был читателю интересен.
1. Сюжет.читать дальше
Напомню, что сюжет — это совокупность действий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения; развитие действия.
Вот как раз с развитием действия и событиями в этом фике всё более чем своеобразно: повествование топчется на месте примерно в трети произведения! События всё не начинаются и не начинаются, хотя герои ходят, разговаривают и даже что-то делают. Читатель почти до конца не обнаружит здесь эпизодов из оригинала, но много авторского. Например, выясняется, что Нарцисса Малфой погибла, когда Драко был маленьким. Впрочем, действием можно посчитать продвижение героев к истине и научному познанию. Всё происходит в течение первого года обучения, причём более 20 глав (тут я мог немного обсчитаться) посвящено одной лишь первой неделе! В смысле «растянутости» напоминает незабвенного «Улисса». Вялое развитие действия начинает разгоняться ближе к середине, а в последней трети галопирует.
Второстепенные герои главы этак до тридцатой себя проявляют мало. Поначалу (гл. 1—30) возникает ощущение какой-то безлюдности школы. Там есть (перечисляю в порядке значимости): Гарри Поттер, профессор Квиррелл, Гермиона Грейнджер, Драко Малфой, профессор Макгонагалл, Дамблдор и ещё какая-то неважная мелочь. В главе 30 начинается затеянная Квиреллом в учебных целях «войнушка» трёх генералов (Гарри, Гермионы и Драко), и вот тогда-то мы видим и прочих обитателей Хогвартса. Семейство Уизли в действии почти не участвует, его члены периодически выскакивают перед Гарри, словно чёртики из бутылки, выполняют свою функцию и надолго исчезают.
2. Композиция.
Композиция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности.
Повествование в целом линейно-хронологическое. Очень долгая завязка, весьма неявно перетекающая в конфликт (?), заторможённый ход событий, потом настоящий конфликт и, наконец, развязка. Удивляют не только главы-«послесловия», их нумерация, но также названия-повторы. Не понял, какова была художественная необходимость этого. К тому же в самом начале фика есть сбой: в главе 7 Гарри прибывает на платформу, где разговаривает с Роном о квиддиче и с Драко о науке. В главе 8 вдруг выясняется, что ранее (в главе 7?) он с близнецами Уизли уже подшутил над Невиллом! И когда успел? Я даже подумал, что этому была посвящена отдельная глава (7а какая-нибудь), но автор её выкинул. Впрочем, постепенно композиция несколько улучшается, чего не скажешь о ритме: он так и остаётся рваным. Коротенькие главы сменяются длиннющими перегруженными, одна даже состоит из одного предложения (99-ая)!
Автор использует приём, когда факты показаны с точки зрения разных героев. Он весьма хорош, если уметь им пользоваться. В данном же случае он скорее неудачен из-за неровности, слабой мотивированности и малозначимых героев. Вплоть до главы 7 читатель воспринимает всё с точки зрения Гарри, и вдруг в главе 8 начинает смотреть глазами Гермионы. Причём возникает стойкое ощущение, что нужно это только для того, чтобы подчеркнуть незаурядность Гарри Поттера, который уже окончательно обрёл черты Марти Сью. Внезапная смена ракурсов продолжается, но читатель не понимает, почему автор выбрал именно данного героя, а не кого-то ещё. Самый яркий пример такого рода — это глава 116, в которой события показаны со стороны какой-то Анны из Гриффиндора. Кто она такая? Анна ни разу не была упомянута раньше!
Отдельно скажу про «сьюшность», которая убивает любое произведение. Есть только одно исключение: кроссовер с героем, который в оригинале был Сью (например, если в мире ГП или ПЛиО кому-то из героев помогает Терминатор). Конечно, можно возразить, что в данном фике сьюшность только кажущаяся, и она оправдана, и вообще кто этого не понял, тот дурак. Однако классические «сьюшки» отличаются тем, что они вот прямо сразу супергерои. И читать про них скучно. То же самое и с Гарри Поттером в этом фике.
3. Характеры персонажей и достоверность.
Все без исключения персонажи в этом фанфике абсолютно неузнаваемы. Я приведу только самые яркие примеры, а начну с детей. Общее замечание: они по большей части не соответствуют заявленному возрасту ни в мыслях, ни в поступках.
В аннотации сказано, что Гарри Поттер – это вундеркинд. Хорошо, допустим это. От главы к главе, повторюсь, он всё больше становится всемогущим ребёнком, к которому за помощью или советом бегают преподаватели Хогвартса. Впрочем, все странности можно списать на то, что он — крестраж Волдеморта. (Ближе к концу фика автор наконец объясняет причину этого явления, хотя читатель догадался гораздо раньше.) Однако впечатление о Гаррисью уже сложилось, и этот герой начинает сильно раздражать, исчезает сочувствие ему.
Драко Малфой здесь — это умный, талантливый мальчик, а Кребб и Гойл — его друзья и слуги (!). Живёт он в собственных апартаментах, где «принимает посетителей». Как-то многовато «суперов» для одного произведения!
Девочки в 11—12 лет думают и рассуждают о том, как следует соблазнять мальчиков, у кого с кем «роман», за кого они выйдут замуж. Кроме того, периодически наличествует выяснение отношений между Гарри и Гермионой, и оно не соответствует возрасту участников. Маленький пример, Гермиона в ответ Гарри:
«— Кажется, Гарри, я никогда не слышала ничего настолько неромантичного» (гл. 122). В 12 лет у неё обширный опыт?
Что касается характеров взрослых героев, то и они не избежали искажений. Больше всего досталось Минерве Макгонагалл, чью роль в фике можно свести к двум фразам: «Нужно спросить у директора и сделать, как он скажет» и «Я не знаю, Гарри». Снейп затевает лютую интригу против… первокурсниц (!), девочек 11-ти и 12-лет. Он же советуется с 7-ми курсницей, прежде чем стереть ей память, и совершает поступок, из-за которого даже обидно за коллегу. Старшекурсники слушаются первокурсника-Драко. Дорогие читатели! Вот когда вам было лет по 14—17, вы много внимания обращали на мелкоту? Ответ: нет.
Далее, в Хогвартсе хулиганы исчисляются десятками, это в основном старшие ученики, т.е. те, кто уже вступил в пору юношества. В числе сорока они проигрывают Гермионе и Ко и тут же жалуются своим родителям! Представим это в реальности. Человек 14—17 лет пишет папе и маме: «Меня обидели! Это были девочки 11—12 лет! Примите меры, спасите меня!» Особый смак, если такое напишет парень, а не девушка! Но, возможно, всему виной американская действительность, которую автор привнёс в фик.
Автор всё время забывает нечто очень важное: роль детей-гениев в детском сообществе. Как показывает практика, такие дети не в состоянии общаться со сверстниками, а те, соответственно, их ни во что не ставят. Они в буквальном смысле говорят на разных языках. Это знает каждый, кто по-настоящему работал с детьми. «Зубрилы», «заумные» в детском коллективе по большей части имеют низкий статус, потому что они скучны и непонятны из-за языка и неумения играть. К тому же они, как правило, физически слабее обычных детей и даже презирают спорт; калокагатия встречается крайне редко. А старшие дети, как оно и полагается, ни во что не ставят «мелких». Конечно, бывали в истории коллективы, где это правило не работает (колония Макаренко и др), но Хогвартс — это явно не тот случай.
Не понравилось обилие лордов и леди в фике и вообще социальный состав населения магической Британии. Автор тут следует не оригиналу, а фиковой традиции.
Из-за всего этого ощущение недостоверности происходящего становится всё сильнее и сильнее, особенно когда дело доходит до затеянной профессором Квиреллом «войнушки».
Добавлю, что внешность героев фика, кажется, не книжная, а киношная, что особенно заметно по описанию Люциуса Малфоя.
4. Стиль, язык.
Стиль — это плотно укоренившаяся общность всей образной системы, куда входят различные средства художественной выразительности.
На мой взгляд, фик довольно неровный. Первые глав 30 (а это много!) я бы назвал средневысокохудожественными. Они написаны языком, близким к научно-популярному. И автор, кажется, не очень-то хорошо владеет именно художественными средствами. Прямое тому доказательство — это постоянные курсивы и заглавные буквы с целью подчеркнуть смысл предложений. Курсив — признак слабого автора! А в этом фике изобилие курсива.
Герои зачастую изъясняются длинными многосложными периодами, нередко с обилием причастий. Такие фразы абсолютно нехарактерны для разговорной речи, их невозможно произнести на выдохе. Более того, они совершенно не воспринимаются на слух.
Примеры:
Гл.2, говорит Мак-Гонагалл.
«— Смею вас заверить, мистер Поттер, — ответила Профессор МакГонагалл, — в Хогвартсе вы сможете начать обучение с самых основ. К тому же, мистер Поттер, подозреваю, что если я оставлю вас на два месяца с вашими учебниками даже без волшебной палочки, то, вернувшись сюда, я найду лишь кратер, полный лилового дыма, опустевший город и полчища огненных зебр, терроризирующих остатки Англии».
Гл. 122, слова Гермионы:
«— Только, видишь ли, Гарри, меня до сих пор волнует тот вопрос, потому что для меня с нашей последней беседы прошло довольно мало времени, а мы тогда не закончили, в чём, признаю, виновата только я, потому что не смогла сдержать эмоции, а затем меня съел тролль, чего я определённо не собираюсь допустить снова».
Мелкая придирка: слово «тело».
«— Иннервейт, — произнесла Гермиона, направляя палочку на Дафну, чьё тело только сейчас заметила. Лаванда направила палочку на Ханну и сказала то же самое».
Не знаю, как там в английском, но в русском слово «тело» в таком контексте означает «труп». Если человек жив, то «бессознательное тело» или «он», «она». И вот таких «тел» в фике много.
Кроме того, наличествует нелепое нагнетание атмосферы, которое чаще всего выражается в «тёмных / загадочных фигурах», который вовсе не «тёмные» и не загадка для читателя. Пример:
«Некто молчаливый тихо скользил по холодным коридорам подземелья Хогвартса. Он должен был встретиться кое с кем в некоторой комнате ровно в 6 вечера, и, чтобы показать уважение, явиться туда следовало раньше условленного времени.
Но, повернув дверную ручку и заглянув в тёмный и тихий заброшенный класс, он увидел между старых пыльных столов силуэт человека, который уже ожидал его. Человек держал палочку, от которой исходило бледное зеленоватое свечение — его едва хватало, чтобы разглядеть сам силуэт, не говоря уж об остальной комнате.
Свет коридора остался по другую сторону закрывшейся двери. Глаза Драко постепенно привыкали к темноте.
Тёмная фигура повернулась к нему — её лицо почти целиком оставалось скрыто во мраке, призрачный зелёный свет лишь обозначал его черты» (Гл. 21).
5. Идеологическая направленность.
Фанфик пропитан либеральными идеями. Приведу характерные примеры.
Чётко прослеживается линия толерантности, что выразилось в осуждении гомосексуализма (Гл. 42):
«— Что ж, ты знаешь, о чём идет речь. Я думал, маглы это ненавидят?
— Только идиоты».
Баба-яга, оказывается, была лесбиянка (гл. 108)! Кто осуждает однополую любовь, тот идиот, тоталитарист-сталинист, и вообще по поводу гомосексуализма может быть только одно правильное мнение: безоговорочно принять!
Всё время подчёркивается мысль, что наказание в Азкабане чудовищно, ужасно, кошмарно. Что характерно, в этом случае не работает причинно-следственная связь: есть только следствие «наказание очень жестокое, давайте всех выпустим». Вопрос о причине наказания не ставится вообще! Меня всегда удивляет у либералов этот односторонний гуманизм, защита преступника от справедливого возмездия. В теории-то всё легко, как сидеть у телевизора с банкой пива и орать, что тот или иной футболист слабак и дурак или же героически «мочить врагов» в игре «Танки». Я б послушал тех, кто по-настоящему пострадал от «несчастных» наказанных.
6. Выводы.
Я встречал мнение, что фанфик намного лучше оригинала. Нет, это неправда! Перед нами во всех отношениях очень неровное произведение, которое, однако, изобилует интересными мыслями. Вторая половина фанфика оказалась интереснее первой, мне довольно трудно было продраться через первые 20-25 глав и не бросить чтение.
Очень понравились аллюзии на знакомые книги и фильмы. Поскольку я никогда не играл в компьютерные игры, не смотрел «Стартрек» и аниме, а также не читал манги, то аллюзии на них я не смог опознать. Огромный плюс фика — это ссылки на научно-популярные книги (хотя они добавляют недостоверности, поскольку вышли после 1992 г), о которых читатель мог раньше не знать.
Какова целевая аудитория фанфика? Это, скорее всего, люди старше 17-18 лет, которым не чужда ни сказка, ни наука, и которые интересуются научными достижениями. Любители астрологии, мистики и прочей нью-эйджевой мишуры вряд ли найдут что-то для себя интересное. Обычному ребёнку читать фик будет скучно.
Словом, это неоднозначное произведение, которое никого не оставит равнодушным и запомнится надолго. В моём случае была смесь раздражения и радости, и даже не могу сказать, понравился мне фик или нет: местами то, местами другое. Но в в любом случае он очень необычен для фандома и стоит особняком!
@темы: рецензии на фанфики по гп